Инструментальное по примеры. Инструментальное программное обеспечение

Железо ПК

Инструментальные программные средства - это программы, которые используются в ходе разработки, корректировки или развития других прикладных или системных программ.

Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО. По своему назначению они близки системам программирования.

К инструментальным программам, например, относятся:

  • - редакторы;
  • - средства компоновки программ;
  • - вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;
  • - графические пакеты программ и т. п.

СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования. Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

  • - компилятор или интерпретатор;
  • - интегрированная среда разработки;
  • - средства создания и редактирования текстов программ;
  • - обширные библиотеки стандартных программ и функций;
  • - отладочные программы, т. е., программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
  • - "дружественная" к пользователю диалоговая среда;
  • - многооконный режим работы;
  • - мощные графические библиотеки;
  • - утилиты для работы с библиотеками
  • - встроенный ассемблер;
  • - встроенная справочная служба;
  • - другие специфические особенности.

Транслятор - это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд. Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.

Компилятор - читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

Интерпретатор - переводит и выполняет программу строка за строкой. После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводиться на машинный язык при каждом очередном запуске программы. Популярные системы программирования - Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C. Borland C++, Borland Delphi. Каждый конкретный язык ориентирован либо на компиляцию, либо на интерпретацию - в зависимости от того, для каких целей он создавался. Например, Pascal обычно используется для решения довольно сложных задач, в которых важна скорость работы программ. Поэтому данный язык обычно реализуется с помощью компилятора. С другой стороны, Basic создавался как язык для начинающих программистов, для которых построчное выполнение программы имеет неоспоримые преимущества. компьютер интерактивный приложение

Иногда для одного языка имеется и компилятор, и интерпретатор. В этом случае для разработки и тестирования программы можно воспользоваться интерпретатором, а затем откомпилировать отлаженную программу, чтобы повысить скорость ее выполнения.

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

· компилятор и/или интерпретатор;

· интегрированная среда разработки;

· средства создания и редактирования текстов программ;

· обширные библиотеки стандартных программ и функций;

· диалоговая среда для пользователя;

· многооконный режим работы;

· мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками

· встроенный ассемблер;

· встроенная справочная служба.

Популярные инструментальные системы программирования – Turbo Basic , Quick Basic , Turbo Pascal , Turbo C, Delphy, Builder .

Язык Бейсик был создан в 1965 г. Дж. Кемени и Т.Курцем как язык для начинающих, облегчающий написание простых программ. Существуют много разных версий Бейсика – от очень простых до усовершенствованных, с дополнительными языковыми конструкциями.

Язык Паскаль был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык обучения студентов программированию.
Паскаль вырабатывает навыки строгого стиля программирования (называемого структурным программированием), упрощающего разработку сложных программ.
Мощным языком программирования является расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal .

Язык Си (разработан Деннисом Ритчи в 1972 г.) соединяет свойства языка высокого уровня с возможностями эффективного использования ресурсов компьютера, которые обычно достигаются только при программировании на языке Ассемблера. Язык Си позволяет создавать сложные и весьма эффективные программы.

В последнее время получили распространение системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений , например, Borland Delphi.

· пакет Borland Delphi (Дельфи) -наследник семейства компиляторов Borland Pascal, предоставляющий удобные средства визуальной разработки. Его быстрый компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачи прикладного программирования.

· пакет Microsoft Visual Basic - удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств. Содержит инструментарий для создания диаграмм и презентаций .

· пакет Borland C++ - одно из самых распространённых средств для разработки DOS и Windows приложений.

Инструментальные программы.

По своему назначению они близки к инструментальным системам программирования. К инструментальным программам, например, относятся:

· редакторы;

· средства компоновки программ;

· отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;

· вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;

· графические пакеты программ и т.п.

Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО.

Текстовый редактор.

Этими данными могут быть текст исходной программы или какой-либо документ или же книга. Редактируемый текст выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения.

Текстовые редакторы могут обеспечивать выполнение множества разнообразных функций, а именно:

· редактирование строк текста;

· возможность использования различных шрифтов символов;

· копирование и перенос части текста с одного места на другое или из одного документа в другой;

· контекстный поиск и замена частей текста;

· задание произвольных межстрочных промежутков;

· автоматический перенос слов на новую строку;

· автоматическая нумерацию страниц;

· обработка и нумерация сносок;

· выравнивание краев абзаца;

· создание таблиц и построение диаграмм;

· проверка правописания слов и подбор синонимов;

· построение оглавлений и предметных указателей;

· распечатка подготовленного текста на принтере в нужном числе экземпляров и т.п.

Возможности текстовых редакторов различны - от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы).

Наиболее известный текстовый редактор - Microsoft Word .

Полнофункциональные издательские системы - Microsoft Publisher , Corel Ventura и Adobe PageMaker . Издательские системы незаменимы для компьютерной верстки и графики. Значительно облегчают работу с многостраничными документами, имеют возможности автоматической разбивки текста на страницы, расстановки номеров страниц, создания заголовков и т.д. Используются для создания макетов любых изданий - от рекламных листков до многостраничных книг и журналов.

Графический редактор.

Большинство графических редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров , а также выводить картинки в таком виде, чтобы они могли быть включены в документ текстового редактора.

Некоторые редакторы позволяют получать изображения трёхмерных объектов, их сечений, разворотов, каркасных моделей и т.п.

Пользуется известностью Corel DRAW - мощный графический редактор с функциями создания публикаций, снабжённый инструментами для редактирования графики и трёхмерного моделирования.

Системы деловой графики позволяют выводить на экран различные виды графиков и диаграмм:

· гистограммы;

· круговые и секторные диаграммы и т.д.

Системы научной и инженерной графики позволяют в цвете и в заданном масштабе отображать на экране следующие объекты:

· графики двумерных и трехмерных функций, заданных в табличном или аналитическом виде;

· системы изолиний, в том числе, и нанесённые на поверхность объекта;

· сечения, проекции, карты и т.д.

Для построения легко воспринимаемых реалистических изображений трёхмерных объектов системы инженерной графики позволяют удалять линии, не видимые наблюдателю.

Табличный процессор.

Значение в числовой ячейке таблицы может быть либо записано, либо рассчитано по соответствующей формуле; в формуле могут присутствовать обращения к другим ячейкам.

Примером может служить электронная таблица Microsoft Excel

При изменении значения в ячейке таблицы пересчитываются также значения во всех ячейках, зависящих от данной ячейки.

Графам и строкам можно присваивать наименования. На экране монитора можно рассматривать таблицу целиком или по частям.

Табличные процессоры представляют собой удобное средство для проведения бухгалтерских и статистических расчетов. В каждом пакете имеются сотни встроенных математических функций и алгоритмов статистической обработки данных. Кроме того, имеются мощные средства для связи таблиц между собой, создания и редактирования электронных баз данных.

Специальные средства позволяют автоматически получать и распечатывать настраиваемые отчеты с использованием десятков различных типов таблиц, графиков, диаграмм, снабжать их комментариями и графическими иллюстрациями.

Табличные процессоры имеют встроенную справочную систему, предоставляющую пользователю информацию по конкретным командам меню и другие справочные данные. Многомерные таблицы позволяют быстро делать выборки в базе данных по любому критерию.

Самым популярным является табличный процессор - Microsoft Excel .

В Microsoft Excel автоматизированы многие рутинные операции, специальные шаблоны помогают создавать отчёты, импортировать данные и многое другое.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Кафедра информационного обеспечения

И моделирования агроэкономических систем

Контрольная работа

По дисциплине

«Экономическая информатика»

Выполнил: студент ЭПс-1

заочного отделения

Мамычев Д.А.

Шифр УЭэко-15126

Проверил:_________________

Воронеж 2016

1. Инструментальные программные средства. Трансляторы и их типы. Системы программирования.

2. Пакеты обработки графической информации.

3. Глобальная компьютерная сеть internet: основные понятия.

4. Список литературы.

Инструментальные программные средства. Трансляторы и их типы. Системы программирования.

Инструментальные программные средства – программы позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения.

Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений:

− редакторы неподвижных графических изображений,

− средства создания анимированных GIF-файлов,

− средства аудио- и видеомонтажа,

− средства создания презентаций,



− средства распознавания текстов, введенных со сканера,

− средства создания обучающих программ,

− системы создания приложений виртуальной реальности и другие.

Инструментальные средства существенно расширяют возможности управления мультимедийными устройствами по сравнению с теми, которые предоставляют системные средства, но это всегда платные продукты и некоторые из них стоят очень дорого, например профессиональные системы видеомонтажа.

Трансляторы и их типы.

Поскольку текст, записанный на языке программирования, непонятен компьютеру, то требуется перевести его на машинный код. Такой перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется она специальными программами – трансляторами.

Транслятор - обслуживающая программа, преобразующая исходную программу, предоставленную на входном языке программирования, в рабочую программу, представленную на объектном языке.

В настоящее время трансляторы разделяются на три основные группы: ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы.

Ассемблер - системная обслуживающая программа, которая преобразует символические конструкции в команды машинного языка. Специфической чертой ассемблеров является то, что они осуществляют дословную трансляцию одной символической команды в одну машинную. Таким образом, язык ассемблера (еще называется автокодом) предназначен для облегчения восприятия системы команд компьютера и ускорения программирования в этой системе команд. Программисту гораздо легче запомнить мнемоническое обозначение машинных команд, чем их двоичный код.Вместе с тем, язык ассемблера, кроме аналогов машинных команд, содержит множество дополнительных директив, облегчающих, в частности, управление ресурсами компьютера, написание повторяющихся фрагментов, построение многомодульных программ. Поэтому выразительность языка намного богаче, чем просто языка символического кодирования, что значительно повышает эффективность программирования.

Компилятор - это обслуживающая программа, выполняющая трансляцию на машинный язык программы, записанной на исходном языке программирования. Также как и ассемблер, компилятор обеспечивает преобразование программы с одного языка на другой (чаще всего, в язык конкретного компьютера). Вместе с тем, команды исходного языка значительно отличаются по организации и мощности от команд машинного языка. Существуют языки, в которых одна команда исходного языка транслируется в 7-10 машинных команд. Однако есть и такие языки, в которых каждой команде может соответствовать 100 и более машинных команд (например, Пролог). Кроме того, в исходных языках достаточно часто используется строгая типизация данных, осуществляемая через их предварительное описание. Программирование может опираться не на кодирование алгоритма, а на тщательное обдумывание структур данных или классов. Процесс трансляции с таких языков обычно называется компиляцией, а исходные языки обычно относятся к языкам программирования высокого уровня (или высокоуровневым языкам). Абстрагирование языка программирования от системы команд компьютера привело к независимому созданию самых разнообразных языков, ориентированных на решение конкретных задач. Появились языки для научных расчетов, экономических расчетов, доступа к базам данных и другие.

Интерпретатор - программа или устройство, осуществляющее пооператорную трансляцию и выполнение исходной программы. В отличие от компилятора, интерпретатор не порождает на выходе программу на машинном языке. Распознав команду исходного языка, он тут же выполняет ее. Как в компиляторах, так и в интерпретаторах используются одинаковые методы анализа исходного текста программы. Но интерпретатор позволяет начать обработку данных после написания даже одной команды. Это делает процесс разработки и отладки программ более гибким. Кроме того, отсутствие выходного машинного кода позволяет не "захламлять" внешние устройства дополнительными файлами, а сам интерпретатор можно достаточно легко адаптировать к любым машинным архитектурам, разработав его только один раз на широко распространенном языке программирования. Поэтому, интерпретируемые языки, типа Java Script, VB Script, получили широкое распространение. Недостатком интерпретаторов является низкая скорость выполнения программ. Обычно интерпретируемые программы выполняются в 50-100 раз медленнее программ, написанных в машинных кодах.

Любой транслятор выполняет следующие основные задачи:

Анализирует транслируемую программу, в частности определяет, содержит ли она синтаксические ошибки;

Генерирует выходную программу (ее часто называют объектной) на языке машинных команд;

Распределяет память для объектной программы.

Системы программирования.

Системы программирования – это комплекс инструментальных программных средств, предназначенных для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования представляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.

В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят:

Трансляторы с языков высокого уровня;

Средства редактирования, компоновки и загрузки программ;

Макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);

Отладчики машинных программ.

Системы программирования, как правило, включают в себя:

Текстовый редактор (Edit), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;

Загрузчик программ(Load), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;

Запускатель программ (Run), осуществляющий процесс выполнения программы;

Компилятор (Compile), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;

Отладчик (Debug), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;

Диспетчер файлов (File), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами: сохранение, поиск, уничтожение и т.п.

2.Пакеты обработки графической информации.

Программные средства создания и обработки графической информации подразделяются на:

Графические редакторы, предназначенные преимущественно для создания и обработки плоскостных изображений;

Пакеты компьютерной графики для полиграфии, позволяющие дополнять текст иллюстрациями разного формата, создавать дизайн страниц и выводить полиграфическую продукцию на печать;

Программы двумерной анимации, используемые для создания динамических изображений и спецэффектов в кино;

Пакеты трехмерной анимации, используемые для создания рекламных и музыкальных клипов и кинофильмов.

Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.

Растровая графика. Растровые графические изображения формируются в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую.

Можно создать растровое графическое изображение и непосредственно на компьютере с использованием графического редактора, загрузить с CD-ROM или DVD-ROM дисков, или «скачать» из Интернета.

Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Пиксель – это минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые могут принимать пикселы. Хранение каждого пиксела требует определенного количества бит (глубина цвета), которое зависит от количества цветов в изображении.

Растровые графические изображения многоцветных фотографий и иллюстраций получают с помощью сканера. Такие изображения обычно имеют большой размер и большую глубину цвета (24 или 36 бит на точку). В результате файлы, хранящие растровые изображения, имеют большой информационный объем.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется разборчивость мелких деталей изображения. При увеличении – увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Векторная графика. Векторные графические изображения являются оптимальным средством для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и т.д.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров. Системы компьютерного черчения и автоматизированного проектирования (САПР), программы обработки трехмерной графики базируются на векторной графике.

Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.д.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, поскольку масштабирование изображений производится с помощью простых математических операций (умножения параметров графических примитивов на коэффициент масштабирования).

В зависимости от метода описания графических данных осуществляется и разбиение на типы графических редакторов.

Графический редактор – это программа, предназначенная для создания различного рода изображений, начиная с простейших и заканчивая видеоматериалами.

Растровые графические редакторы (PaintBrush, PhotoShop) основаны на битовом методе передачи изображений. Они обрабатывают достаточно подробные сканируемые образы. Выполняя ретуширование, изменение цветов, их оттенков и контрастов, растирание и штриховку, изменение направления тени и контуров. Длина битовых файлов велика из-за большого количества обрабатываемых экранных точек, что позволяет использовать большое количество цветов и детально редактировать изображение. Сканирование образа может быть осуществлено в черно-белом изображении, в серых оттенкахи тонах и цветным образом. Для растровых графических редакторов необходимо подобрать угол и тип растра (блочный, линейный, точечный и т.д.), разрешающую способность. Для цветных изображений регулируют яркость и контраст по каждому из цветов, составляющих гамму графического изображения. Готовые рисунки хранятся в отдельных файлах и могут быть доступны для использования.

Векторные графические редакторы (Adobe Fireworks, ConceptDraw PRO, CorelDRAW)

Для создания сложных рисунков с точными, сложными и четкими границами используют главным образом векторный редактор, одним из основных инструментов которого являются кривые Безье, позволяющие рисовать кривые (ломаные, прямые и гладкие) по сегментам с точным размещением узловых (опорных) точек и контролем над формой каждого сегмента. Кривую Безье можно представить как результат поступательной детализации формы многоугольника, выстраиваемого последовательным соединением определяющих форму контрольных точек. Кривая, направляясь от начальной точки многоугольника к ее конечной точке, притягивается, как магнитом к промежуточным, определяющим форму опорным точкам, через которые сама не проходит. Благодаря особым свойствам, простоте задания и возможности манипулировать, кривые Безье широко используются для моделирования гладких линий в компьютерной графике. В арсенале инструментов, которым обладает каждый редактор векторной графики, обязательно присутствуют "Заливка", "Текст", "Карандаш" и базовый набор геометрических фигур (т. н. примитивов), которые составляет основу большинства графических конструкций.

3.Глобальная компьютерная сеть internet: основные понятия.

Интернет (от англ. inter - «между» и net - «сеть, паутина») представляет собой совокупность компьютерных сетей, связывающих военные, правительственные, образовательные, коммерческие институты, а также отдельных граждан.

Сервером сети Интернет (web-сервером или http-сервером) называется программно-аппаратный комплекс, установленный на компьютере, подключенном к высокоскоростной магистрали Интернета. Такие компьютеры также называют серверами. Основная функция сервера - поиск и передача на пользовательский компьютер информации, запрашиваемой клиентскими программами, в частности браузерами.

Правомерно разное употребление термина сервер. Пользователи Интернета называют сервером большие web-узлы вместе с их информационным наполнением, web-дизайнеры и программисты понимают под сервером специальные программы для передачи данных из Интернета на пользовательский компьютер, системные администраторы и специалисты, обслуживающие локальные сети, - сами компьютеры, на которых установлены подобные программы.

Браузер представляет собой клиентскую программу для работы в Интернете, которая обращается к серверу, читает документ, сверстанный средствами HTML, интерпретирует полученную информацию и отображает содержание документа. Наиболее известными в России браузерами являются Internet Explorer, Opera, Google Chrome, Mozilla Firefox и др.

Web-сайт (от англ. site - «участок») - это набор web-страниц, связанных между собой ссылками и хранящихся на одном сервере. Набор Web-сайтов, которые связаны между собой ссылками и хранятся на разных серверах, называется Web-порталом.

Функционирование технологии сети Интернет напрямую зависит от протокола - набора правил, оговаривающих все, что связано с работой в сети. Технология передачи данных в Интернете базируется на протоколе TCP/IP (IP (Internet Protocol) - «протокол Интернета», TCP (Transmission Control Protocol) - «протокол управления передачей») - общепринятом стандарте, описывающем правила отправки и приема информации между несколькими подключенными к сети компьютерами.

TCP/IP для каждого работающего в Интернете компьютера определяет собственный IP-адрес, состоящий из четырех числовых последовательностей, разделенных точкой (например 195.85.105.160). В любой позиции каждое значение может изменяться от 0 до 255. Для удобства пользователей в Интернете разработана система доменных имен - DNS (Domain Name System). Служба доменных имен осуществляет преобразование доменного имени в числовой IP- адрес. Компьютеры, выполняющие такое преобразование, называются DNS- серверами.

Согласно спецификации DNS, все виртуальное пространство Интернета делится на домены - логические зоны, управляемые одним или несколькими специальными компьютерами. Иерархия доменных адресов может быть как региональной, так и в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта.Самые крупные единицы DNS называют доменами первого уровня, которые охватывают глобальные участки Интернета по следующим признакам:

Com, .biz - коммерческие предприятия;

Net - изначально присваивалось организациям, отвечающим за поддержку сети Интернет, сейчас также используются для коммерческих хозяйствующих субъектов;

Edu - образовательные учреждения;

Org - некоммерческие и общественные организации;

Gov - правительственные учреждения;

Mil - военные учреждения;

Int - международные организации, которые созданы на основании договоров или являются частью инфраструктуры Интернет;

Name - частные лица;

Info - не лимитируется;

Ru, .ua и др. - сокращения для стран, принятые комитетом по стандартам ISO.

Ступенью ниже в иерархии DNS стоят домены второго уровня, которые непосредственно зависят от домена первого уровня. Домены второго уровня принадлежат муниципальными или коммерческим организациям (например, spb.ru, ifmo.ru).

Домен второго уровня может содержать только 22 символа (буквы, числа и тире). При этом нельзя зарегистрировать уже существующее доменное имя.

Существуют также домены третьего уровня, входящие в состав вышестоящего домена, (например, условный домен name.spb.ru). Также можно встретить домены четвертого, пятого и т.д. уровней.

URL (Uniform Resource Locator) представляет собой универсальное обозначение местонахождения ресурса (например, www.ifmo.ru).

Таким образом, в Интернете используются несколько разновидностей адресов:

1) IP-адрес - основной сетевой адрес, который присваивается каждому компьютеру при входе в сеть. Это глобальная нумерация, так как компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный IP-адрес. IP-адреса делятся на классы в соответствии с масштабом сети, к которой подключается пользователь.

2) доменный адрес. Перевод доменного адреса в IP-адрес происходит автоматически с помощью DNS системы.

3) URL-адрес - универсальный адрес, который применяется для обозначения имени каждого объекта хранения в Интернете.

Хостинг (от англ. hosting) - услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящегося в сети. Как правило, в услугу хостинга входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.

Электронные доски объявлений (BBS - Bulletin Board System) создают специализированные сетевые службы, деятельность которых посвящена определенной теме. BBS обычно содержит файлы с информацией, представляющей интерес для определенных групп пользователей, а также средства, позволяющие пользователям доски объявлений обмениваться информацией по интересующим их вопросам. Через BBS осуществляется техническое обслуживание: пользователи посылают вопросы, а персонал отвечает на них.

Web-сообщества пользуются финансовой поддержкой различных компаний и представляют собой сайты, члены которых обмениваются мнениями по интересующим их вопросам по принципу общности круга интересов.

Электронная почта (от англ. E-mail, email, сокр. от electronic mail) - способ передачи информации в компьютерных сетях, широко использующийся в Интернете. Основная особенность электронной почты заключается в том, что информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено - электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель. В большинстве случаев для доступа к почтовому ящику требуется наличие пароля. Доступ к почтовому серверу может предоставляться как через специальные почтовые программы (Microsoft Outlook, The Bat и др.), так и через web-интерфейс.

ICQ (акроним от англ. I seek you - «я ищу тебя») - служба, которая позволяет пользователям сети обмениваться сообщениями в реальном масштабе времени, а также организовывать чат, передавать файлы и др. Программа работает по протоколу OSCAR, который обеспечивает обмен мгновенными и оффлайновыми текстовыми сообщениями. В настоящее время служба принадлежит инвестиционному фонду Mail.ru Group (российская инвестиционная группа, специализирующаяся на инвестициях в интернет-проекты).

IRC (от англ. Internet Relay Chat - «ретранслируемый интернет-чат») - служба, в которой обмен сообщениями ведется без задержек.

IP-телефония - это технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения телефонных разговоров.

Skype - бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. Создателями Skype являются Никлас Зеннстрём (Niklas Zennstrom) и Янус Фриис (Janus Friis). Первый релиз программы и сайт появились в сентябре 2003 года.

Таблица 1. Расчет прибыли фирмы

№ п/п Показатели Год Итого за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Торговые доходы
Торговые расходы
Валовая прибыль
Расходы на зарплату
Расходы на рекламу
Накладные расходы
Общие затраты
Производственная прибыль
Удельная валовая прибыль 0,099010177 0,118613565 0,074808144 0,121404967 0,4138369

Таблица 2. Структура затрат фирмы

Диаграмма 1. Структура затрат фирмы

Список используемой литературы:

1. Интернет ресурс http://eclib.net/

2. Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/

3. Интернет ресурс http://studopedia.ru/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1

Инструментальное программное обеспечение, его назначение и состав

Задание 2

Первый этап - постановка задачи

Второй этап - экономико-математическое описание задачи и выбор метода ее решения

Третий этап - алгоритмизация

Четвертый этап - программирование

Пятый этап - отладка

Список используемой литературы

Задание 1

Инструментальное программное обеспечение, его назначение и состав

Программное обеспечение

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.

Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.

прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.

инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.

К системному ПО относятся:

операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера) метод использование прикладной программа

программы - оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)

операционные оболочки - интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.

Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)
К утилитам относятся:

диспетчеры файлов или файловые менеджеры

средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)

средства просмотра и воспроизведения

средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков

средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами

средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).

Необходимо отметить, что часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует автономно. Большая часть общего (системного) ПО входит в состав ОС. Часть общего ПО входит в состав самого компьютера (часть программ ОС и контролирующих тестов записана в ПЗУ или ППЗУ, установленных на системной плате). Часть общего ПО относится к автономными программам и поставляется отдельно.

Прикладное ПО

Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов. Прикладное ПО - программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.

Пакеты прикладных программ - это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно - ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.

К прикладному ПО, например, относятся:

Комплект офисных приложений MS OFFICE

Бухгалтерские системы

Финансовые аналитические системы

Интегрированные пакеты делопроизводства

CAD - системы (системы автоматизированного проектирования)

Редакторы HTML или Web - редакторы

Браузеры - средства просмотра Web - страниц

Графические редакторы

Инструментальное ПО

Инструментальное ПО или системы программирования - это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.

В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:

1. Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.

2. Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.
3. Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение - исполнимый код.

Исполнимый код - это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение.ЕХЕ или.СОМ.

4. В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.

Наиболее популярные редакторы (системы программирования программ с использованием визуальных средств) визуального проектирования:

Borland Delphi - предназначен для решения практически любых задачи прикладного программирования

Borland C++ Builder - это отличное средство для разработки DOS и Windows приложений

Microsoft Visual Basic - это популярный инструмент для создания Windows-программ

Microsoft Visual C++ - это средство позволяет разрабатывать любые приложения, выполняющиеся в среде ОС типа Microsoft Windows.

Задание 2

Сформируйте и заполните накопительную ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 года. Номера в гостинице 1-местные стоят для каждого клиента 750 руб. в день, 2-местные - 650 руб. с каждого клиента. Номер можно забронировать. Бронь в гостинице может быть двух видов: групповая и индивидуальная и оплачивается отдельно. При бронировании на группу оплата за первый день проживания увеличивается на 25% от стоимости номера, в тех случаях, когда брони нет или она индивидуальная, доплаты нет.

Тип брони и количество дней проживания в каждом номере представлены в таблице.

Рассчитайте оплату за бронь для каждого номера, если такая есть. Рассчитайте оплату за все дни проживания по каждому номеру гостиницы. Рассчитайте итоговые данные по гостинице: оплату за бронь, количество дней проживания в месяц, полную оплату по гостинице за месяц. Определите среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания.

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 г.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

1-местный

1-местный

1-местный

2-местный

2-местный

2-местный

2-местный

Итого:

Постройте диаграммы:

· Круговую диаграмму по графе "Количество дней проживания".

· Гистограмму по графе "Оплата за дни проживания".

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 г.

Необходимо сформировать и заполнить ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 года.

Рассмотрим этапы подготовки решения задачи на ПК.

Первый этап - постановка задачи

Целью решения данной задачи является расчет оплаты за бронь и дни проживания постояльцев гостиницы "Старт" за март 2004 года.

Для решения задачи используются показатели (входная информация): номер комнаты, тип занимаемого номера, тип брони, стоимость номера с человека в день, количество дней проживания. Выходная информация: оплата за бронь, оплата дни за проживания.

Второй этап - экономико-математическое описание задачи и выбор метода ее решения

Рассматриваемая задача решается методом прямого счета.

Обозначим исходные данные:

ОБ - оплата за бронь;

ТБ - тип брони;

СНЧД - стоимость номера с человека в день;

КДП - количество дней проживания;

ОДП - оплата за дни проживания;

Оплата за бронь рассчитывается следующим образом:

ОБ = 0,25*СНЧД,

если ТБ = «группа», иначе 0.

Оплата за дни проживания рассчитывается следующим образом:

ОДП = ОБ + СНЧД*КДП.

Для решения этой задачи воспользуемся Microsoft Excel.

Третий этап - алгоритмизация

Запустим программу Excel. Работу будем выполнять на Листе 1.

В диапазон ячеек A1:G1 введем название граф. Для придания эстетичного вида шапке таблицы названия граф расположим в центре ячейки по вертикали и по горизонтали с переносом слов. Для этого выделим диапазон ячеек A1:G1, вызовем контекстно-зависимое меню (на выделенной области щелкнем правой кнопкой мыши), в меню выберем команду Формат ячеек. В появившемся диалоговом окне выберем закладку Выравнивание, установим опции: По горизонтали - по центру; По вертикали - по центру; переносить по словам и нажмем ОК.

В столбцы A, B, C, D и F введем данные, указанные в задании. Далее произведем необходимые расчеты с использованием формул. Ниже представлена расчетная таблица в формульном и числовом виде.

Таблица в формульном виде.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

ЕСЛИ(D2="группа";0,25*C2;0)

1-местный

ЕСЛИ(D3="группа";0,25*C3;0)

1-местный

ЕСЛИ(D4="группа";0,25*C4;0)

2-местный

ЕСЛИ(D5="группа";0,25*C5;0)

2-местный

ЕСЛИ(D6="группа";0,25*C6;0)

2-местный

ЕСЛИ(D7="группа";0,25*C7;0)

2-местный

ЕСЛИ(D8="группа";0,25*C8;0)

Итого:

=СУММ(E2:E8)

=СУММ(F2:F8)

=СУММ(G2:G8)

В итоге получим следующие результаты.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

1-местный

1-местный

2-местный

2-местный

2-местный

2-местный

Итого:

537,50р.

18 737,50р.

Определим среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания. Для этого воспользуемся статистическими функциями СРЗНАЧ(), МАКС() и МИН() соответственно. Ниже представлена таблица с дополнительными расчетами в формульном и числовом виде.

Таблица с дополнительными расчетами в формульном виде представлена ниже.

Ниже представлены круговая диаграмму по графе «Кол-во дней проживания» и гистограмма по графе «Оплата за дни проживания».

Четвертый этап - программирование

Для решения этой задачи программирование не требуется.

Пятый этап - отладка

Для проверки правильности работы введенных формул надо рассчитать вручную контрольные значения.

Рассчитаем контрольные значения для комнаты 31.

ОБ = 0,25*750 = 187,5, так как ТБ = «группа».

ОДП = 187,5 + 750*4 = 3187,5.

Рассчитаем контрольные значения для комнаты 35.

ОБ = 0, так как ТБ не равно «группа».

ОДП = 650*1 = 650.

Эти контрольные значения совпадают со значениями, рассчитанными в таблице, следовательно, задание выполнено верно.

Список используемой литературы

1. Илюшечкин В., Костин А. Системное программное обеспечение - М.: Высшая школа, 2008. 127 с.

2. Руденко В.Д. Курс информатики. - К.: Феникс, 2008. - 368 с.

3. Степанов А. Информатика: Учебник для вузов. 3-е издание. 2003. - 768 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Системное, прикладное и инструментальное программное обеспечение. Наиболее распространённые пакеты прикладных программ. Назначение и структура системных программ. Заполнение таблицы и работа с итогами в Excel, фильтрация данных и построение диаграммы.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Сущность понятия "программное обеспечение". Типы прикладных программ. Современные системы программирования для персональных компьютеров. Уровни программного обеспечения: базовый, системный, служебный. Классификация служебных программных средств.

    реферат , добавлен 01.04.2010

    Определение понятия и сущности программного обеспечения. Рассмотрение основ интерпретируемых и компилируемых программ. Особенности несвободных, открытых, свободных, системных, прикладных и инструментальных программ; основные принципы их применения.

    реферат , добавлен 06.11.2014

    Сущность и назначение программного обеспечения - совокупности программ, управляющих работой компьютера или автоматизированной системы. Функции операционной системы - набора взаимодействующих программ, обеспечивающих работу (функционирование) компьютера.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Развитие интегрированных пакетов прикладных программ, механизмы, такие, как OLE и OpenDoc, обеспечивающие их совместную работу. Анализ наиболее известных комплексов, состоящих из прикладных программ, работающих как самостоятельно, так и интегрированно.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Совокупность программ, используемых в работе на компьютере. Функциональное назначение программного обеспечения, правовые нормы его использования. Операционная система и сервисные программы. Разработка компьютерных программ на языке программирования.

    презентация , добавлен 10.10.2016

    Цели и задачи программной инженерии. Понятие программного обеспечения. Шесть принципов эффективного использования программного обеспечения. Виды программного обеспечения: общесистемное, сетевое и прикладное. Принципы построения программного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Обзор и характеристика программного обеспечения компьютера как совокупности программ системы обработки информации. Характеристика аппаратного обеспечения как комплекса электрических и механических устройств, входящих в состав ЭВМ. Взаимодействие систем.

    презентация , добавлен 23.12.2010

    Основные виды программного обеспечения. Характеристика пакетов прикладных программ. Виды и группы систем счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в двоичной системе. Компьютерные преступления.

    шпаргалка , добавлен 19.01.2014

    Классификация программного обеспечения, его особенности, назначение. Программное обеспечение для работы с текстом, изображением, прикладное, офисное, для работы в Интернете. Системы программирования, специфика программного обеспечения, что такое вирусы.

Инструментальная система – это программная система (лучше говорить о программной среде, куда включаем и пользователя, так как именно пользователь, его знания, умения, навыки делают эту систему менее или более эффективной) для ускоренной и малоресурсной разработки каких-то других программ (или обработки данных), как системных или прикладных, так и новых инструментальных.

Пример. Рассмотрим инструментальную среду – графический редактор, который позволяет визуализировать графические объекты двумя основными способами: векторно или растрово. Векторный подход динамически постепенно формирует на экране (который рассматривается как некоторое координатное пространство) объект по его представлению, составленному из графических примитивов. Растровый подход формирует на экране весь объект целиком на основе его макета (шаблона, графических примитивов в видеопамяти), состоящего из отдельных кластеров пикселей в некоторой пиксельной двухмерной матрице (аналоге листа для рисования с декартовой системой координат). В этой матрице записывается информация о яркости и цвете кластера изображения (на один пиксель иногда 1-2 байта и более), а сама матрица может иметь размерность 1024x1024 пикселей и более. Сформированное в пиксельной матрице изображение хранится в видеопамяти дисплея и выводится на экран в режиме кадровой регенерации. Изображение в цвете (рисование в цвете) – это манипуляция пикселями этой матрицы. Графические 3D-редакторы изображений позволяют не только конструировать 3D-объекты, но и перемещать их по задаваемой траектории, то есть осуществлять анимацию. Одной из мощных графических сред является пакет 3D-Studio Max фирмы Autodesk. Кроме этого пакета, широко используются графические пакеты:

GRAFLotus Freelance – для работы с деловой и компьютерной графикой;

Splash и Fanta – для работы в области дизайна и компьютерных фильмов;

AutoCAD – для автоматизации проектно-конструкторских работ;

CorelDraw, PaintBrush, AdobeIllustrator – для разнообразных приложений.

Трансляторы подробно рассматриваются нами ниже.

Рассмотрим интерфейсные системы обеспечения дружественного интерфейса между пользователями и программами).

Пример. Наиболее ранняя интерфейсная система – Norton Commander (Нортон Коммандер, автор – Питер Нортон). Системы, подобные Norton Commander (NC), называются операционными оболочками и их можно отнести к инструментальным средам (инструментарий более удобного, комфортного интерфейса с ОС, с файловой системой, минуя утомительный командный язык ОС). Такая система позволяет визуально и удобно выполнять копирование, создание, удаление, переименование, перемещение, просмотр и поиск файлов и т.д. NC использует управляющие и функциональные клавиши, которым соответствуют определенные операции и отклики системы:

Esc – отмена выполняемой функции;

Enter – выполнение функции;

Тab – смена текущей (активной) панели на другую (ранее пассивную);

PgUp (PgDn) – переход на страницу вперед (назад);

Home (End) – установка на начало (конец) каталога;

, , , – клавиши перемещения курсора влево, вверх, вправо, вниз;

Ctrl-S (одновременное нажатие клавиш Ctrl и S) - на символ влево;

Ctr-D (Ctr-A,Сtrl-F) – на символ вправо (на слово влево, на слово вправо);

F1 – клавиша помощи, подсказки по активному состоянию (клавиша help);

F2 – запись на диск активного файла;

F3 – просмотр содержимого активного файла;

F4 – редактирование активного файла;

F5 – копирование активного файла в активный каталог на другой панели;

F6 – переименование (перенос) активного файла;

F7 – создание нового каталога (подкаталога);

F8 – удаление активного файла;

F9 – активизация команд панели (системного меню) NC;

F10 – выход из NC.

Более развитым отечественным аналогом NC для Windows-систем является, например, оболочка FAR-менеджер.

Проблемно-ориентированные инструментальные системы служат для решения достаточно широкого класса задач некоторой профессиональной, проблемной ориентации: САПР – системы автоматизации проектирования, АСУ – автоматизированные системы управления, АРМ – автоматизированные рабочие места, СУБД – система, обеспечивающая интерфейс программ пользователя и данных из базы данных, ЭС – экспертные системы, системы накопления, хранения и актуализации опыта, знаний, умений, навыков (экспертных суждений) экспертов и др.

Автономные программы – это те программы, которые в громадном количестве ежедневно разрабатываются и используются для различных прикладных целей (обучения, вычисления, моделирования и т.д.).

Библиотеки программ – совокупность программ для решения задач определенной направленности (например, решения систем алгебраических уравнений), с описанием, каталогом, инструкциями и размещенные на внешних носителях таким образом, чтобы иметь возможность легко подключаться к решаемой задаче (к выполняемой программе) по ходу ее решения.

Пакет прикладных программ (ППП) состоит из следующих обязательных частей:

описание, представление класса задач, решаемых с помощью ППП;

комплекс программ, обеспечивающих построение прикладных программ ППП (технологической цепочки);

комплекс прикладных программ, обеспечивающих решение задач из предметной области ППП;

входной язык (язык запросов) ППП;

база данных для хранения данных, передача их модулям ППП;

монитор (управляющая программа) ППП, обеспечивающая ввод задания (запроса), его расшифровку и построение технологической цепочки из модулей ППП для поиска ответа.

Пример. Простым и универсальным студенческим пакетом статистического анализа данных является пакет SPSS. Интерфейс пользователя с SPSS для Windows реализуется с помощью простых меню и диалоговых окон, то есть SPSS свободна от использования специально изучаемого командного языка пакета. Имеется редактор Data Editor для визуального контроля вводимых данных, функционально аналогичный редакторам табличных процессоров, например, Excel. По столбцам отображаются варьируемые переменные, а по строкам – наборы их вариации, причем с каждой из переменных можно ознакомиться путем вызова ее имени. Ввод данных – аналогичен вводу данных табличного типа (например, в Excel). В диалоговых окнах можно определять (вводить или вычислять) сложные выражения, используемые далее в расчетах. Есть возможность применения различных законов случайного распределения. Более мощным (но и более сложным в изучении и использовании) является математический пакет MathCAD.

Функциональная система интегрированного пакета программ состоит не из модулей (как в ППП), а из ППП.

Пример. Наиболее распространенный интегрированный пакет прикладных программ – MS Office (пакет автоматизации работы в офисе). В его ядро входят следующие пакеты: Word – текстовый редактор, Excel – электронная таблица, Access – СУБД, PowerPoint – система презентации и др.

Специальное (или уникальное) ПО разрабатывается для решения очень важных, уникальных проблем.

Пример. К такому классу ПО можно отнести программную систему управления кораблем "Буран".